вторник, 28 мая 2013 г.

206-я открытка из Украины

 Чудесная летняя открытка прибыла ко мне с Украины от девочки с красивым именем - Соломия (Solomia). Очень люблю открытки с вышивкой и обожаю ромашки. Соломия, большое спасибо, что выбрала для меня именно эту открытку.

И классные марки Украины с листиком дуба и желудями. Прямо просятся на вышивку.


Народные символы Украины - это святыни украинского народа. В украинской графике используются символы и образы из песенного народного творчества, с легенд, которые используются в обрядах и обычаях. Их вышивают на рубашках, полотенцах, в расписании посуды, в кованых изделиях, в резьбе, в барельефных украшениях жилища, в росписях печи и в избах, гончарных изделиях, в гравюре, а также, в отдельном виде украинского творчества - в писанках. Народные символы Украины являются растительные и животные.
Растительные символы: калина, ива, дуб, тополь, вишня, барвинок, бархатцы. Они с давних времен олицетворяют красоту Украины, духовную крепость народа, удостоверяют любовь к домашней земле.

"Без ивы и калины – недостает Украины”, – говорится в народной поговорке. В Украине представлено более 30 видов этого дерева. Говорят: "Где вода, там и ива”. Она своими корнями скрепляет берега, очищает воду. 
Когда копали колодец, то бросали ком ивовой колоды для очистки воды. В ведро с водой клали ивовую дощечку, а на нее ставили кружечку для питья воды. Это была своеобразная народная гигиена.
Под ивами молодежь назначала свидание, объяснялась в любви.
О тихой, скромной иве составлено большое количество песен. В украинской иве живет и дух Львиной Нимфы. Склоненные ивовые ветви вызывают грусть и печаль.




Тополь также является украинским народным символом. Со стройным тополем сравнивали гибкий девичий стан и несчастливую девичью судьбу. О тополе сложено множество песен, составлены легенды. 
В одном селе жила красивая молодая девушка Поля и бравый парень по имени Стриба. Они любили друг друга. Однажды старшие попросили Стриба побежать в соседнюю деревню узнать, спокойно ли там. Побежал Стриба, но, не добежав до деревни, увидел множество врагов. Быстрее ветра прибежал он домой, рассказал всем о том, сколько врагов видел. 
Люди решили спрятать скот, имущество и переждать в горах, пока враги оставят их землю. Бог молнии и грома Перун увидел людей и решил узнать, что случилось и почему они здесь. Спустившись на землю, Перун услышал, что рассказали ему люди. И здесь он увидел Полю. Она ему донельзя понравилась, и он сказал: "Эта девушка такая красива, что я возьму ее себе в жены".
Люди обрадовались, потому что иметь такого Высокого покровителя не всем дано. А Стриба, услышав, впал в обморочное состояние. Увидев это Перун сказал: "Вижу я, что на чужом горе своей благодати не построишь. Поэтому пусть она будет ничья". Ударил палкой о землю и там, где стояла девушка, выросло стройное зеленое деревце. Люди, которые были ближе, видели, что стряслось, а те, которые – дальше, спрашивали: "Где Поля?" И слышали в ответ: "То Поля”. А Стриба Перун забрал с собой и сделал Богом земных ветров…
 Калина
Всегда любили в Украине и целебную красавицу калину, которая является символом девичьей красоты и нежности. Она росла вокруг каждого дома. 

Девушки вышивали на рубахах калину, ее вплетали в веночек. Из веточки калины отец сыну делал свирелку, а девочкам-младенцам колисочку (кроватку). 

Калину воспевают в песнях, о ней составлены легенды. В одной из них рассказывается о том, как красивая молодая Калина завела в болото врагов-бусурманив. Много из них погибло, но все-таки погибла и молодая красавица. На месте ее гибели вырос куст, который в почтение девушки и назвали калиной.
Калиной украшали свадебный каравай. Перед молодыми на столе ставили букет из веточек дуба и калины. И на свадебном полотенце (рушнике) вышивали калину с дубом как символы девичьей красоты и нежности и мужской силы и прочности.
Куст калины сажали и на могиле казака или чумака, который погиб.
Символом силы, могущества, долголетия является дуб



 Дуб
Дуб живет долго. Известный в Украине 1300-летний Дуб, который растет в городе Юзефин Ровенской области. В с. Верхняя Хортица растет 800-летний дуб. Обхват его ствола - 8м. Во время грозы электрические разряды больше всего "притягивает" дуб. Из 100 ударов молнии в деревья - 54 приходится на дуб.


Матери своим сыновьям на рубашке вышивали листья дуба, чтобы ребенок был сильным, крепким. Спали на дубовой мебели, которая, по поверьям, добавляла во время сна силы. Дуб, как и другие народные символы, имеет лечебные свойства. В дубовом лесу хорошо чувствуют себя люди, которые страдают сердечными заболеваниями.
Есть в Украине и растения-символы. Одно из самых любимых – барвинок


Это растение назвали так в почтение любви юноши Бара и девушки Венки. Барвинком украшают свадебный каравай, его сажают вокруг дома. Барвинок вплетают девушки в веночек. Он зеленеет даже под снегом. Барвинок является символом любви.
Животные символы: тур, лошадь, птицы: кукушка, аист, журавль, ласточка, соловей.
В княжеские времена любимым животным был бык
 Бык
В казацкие времена – конь
 Конь
Но самыми любимыми животными символами Украины являются птицы. Люди считали, что весной души умерших в образе птиц возвращаются на землю. А поскольку это души умерших - то где им место? В раю. И возвращаются они осенью в рай. Очевидно, из этих двух слов образовалось теплые "Края". А ключи от теплых Краев, Бог поручил кукушке, - говорится в легенде.
Открывает кукушка ключами теплые края, выпускает птиц согласно очереди на землю. А вдобавок Бог поручил кукушке делать долгие годы жизни людям. И в теплые края она должна улететь раньше, чтобы встречать других птиц. Поэтому не успевает она высидеть птенцов и подбрасывает яйца в чужие гнездышки. Но как бы то ни было, о кукушке в Украине никто отродясь не говорил плохо. В народных песнях ее сравнивали с матерью, которая заботится о своих детях, называли мягко "зозуленькою-матинкою".


Любимой птицей является и аист 


Его назвали в почтение божества добра и любви - Леля. Ну, а как известно – c помощью любви рождаются дети. Вот и приносит их в наши дома аист. 

Говорили когда-то, сколько Лель живет в душе хорошего человека, а аист мостит гнездо во дворе хороших людей.
Символом тоски в Украине является журавль.


Символом матери является ласточка. 
 Ласточка
Если мама умирала, то дети клали ласточку ей в гроб, а на воротах ставили перевернутые грабли и сверху прикрепляли ласточку. Так они стояли 40 дней и все, кто шел мимо двора знали, что умер тот, на ком держалась вся семья. С ласточкой связаны крепость примет, поверье. 

Украинский народ донельзя певучий. Давняя легенда рассказывает о птичке, песни которой стали переводом для птичьего слога песен нашей Родины. Эта птичка - соловей.
Старые люди рассказывали, что когда-то давно эта красивая птичка не бывала в Украине. Гнездилась в далеких краях и не знала туда дороги. Но поскольку соловьи были донельзя певучие, то летали по всему свету и собирали песни всех народов для индийского царя.Залетел один соловей и на Украину, но в деревнях было немо.
– Что-то люди здесь не живут? - подумал соловей. - Ни песни, ни музыки не слышно. Но зашло солнышко, и люди вместе стали возвращаться домой. То здесь, то там слышались песни. Но песни были грустными. Тяжелый труд забирал все силы. Здесь соловей запел и развеселил их. Забыли люби усталость и запели своему заморскому гостю. 
Со всех земель слетелись соловьи к царскому саду, с принесенными ими песни. Но все это было уже знакомо царю и он сердился. И тут под окнами запел соловей из Украины, и правитель потерял покой. Такие песни он вдобавок не слышал - и велел тому соловью напевать песни на ночь...
Удивленные соловьи весной вместе полетели на Украину, послушать эти песни, перевести их на птичий слог, чтобы петь в далекой Индии. На Украине они высиживают птенцов, чтобы продолжить род там, где они слышали наилучшие в мире песни.

Венок - символ жизни, судьбы, жизненной силы; символ девичества. Венок является символом совершенства:
А в этом домочку, как в венчикеЗдесь хозяин - богатства обладатель,Здесь хозяйка - красная калина,Здесь Дивочку как цветочки,Здесь сыночки, как колосочки!
Ой в лузе красная калина наклонилась.
Чего наша славная Украина приуныла.
А мы тую красную калину поднимем.
А мы нашу славную Украину развеселим!
Украинский рушник
 Рушник
Полоса полотна сама по себе имеет насыщенный символическое значение - дороги, судьбы, защиты. А когда эта полоса еще и имеет на себе сотканные или вышитые знаки-обереги - защитная сила ее, соответственно, усиливается. Во всей Украине полотенцем накрывалихлеб на столе. Когда сын отправлялся в дальний путь, мать дарила ему рушник. Хлебом-солью на рушнике сих пор встречают гостей. В украинской хате рушники вывешивают надиконами и над портретами родственников. Полотенце используется во многих обрядах, прежде всего тех, которые связаны с браком и проводами в потустороннем мире.

Писанка
 
Писанка - символ Солнца; жизни, его бессмертия; любви и красоты; весеннего возрождения; добра, счастья, радости. Каждый орнаментальный мотив имеет определенное сакральное значение. Из них на писанке складывается рисованная молитва о согласие и мир между людьми. В христианской культуре украинского писанка стала символом воскресения. В народе говорят: « В мире будет существовать любовь, пока люди будут писать писанки ».
 Вышиванка
 
Вышиванка - символ здоровья, красоты, счастья, родовой памяти, порядочности, честности, любви, праздничности; оберег. Вышитая национальная женская и мужская белая рубашка. Символика вышивки зависела от того, кому предназначалось наряд: парню - жениху, мужу, парню; девушке, замужней женщине.
Изготавливались из льняного или конопляного полотна домашней работы. Было немало типов традиционных рубашек по форме, использованием материалов, а также за семантикой цвета: Подольский, галицкий, полесский, волынский, надднепрянский, полтавский, гуцульский, буковинский, лемковский подобное. Интересно, что символика вышиванок часто совпадает с символикой орнаментов предметов материальной трипольской культуры. Обнаруженные на Черкащине серебрянные бляшки с фигурками мужчин (датируют их VI в.) Идентифицируются с узорами вышивок XVIII-XX вв.. Правда, символика вышивки часто состояла из двух частей: исторической (родовой) и прогнозирующей (загадывания будущего, продолжение рода).
На вышивках применялись традиционные символические орнаменты: геометрические (считаются древнейшими), растительные, зооморфные (животные). Иногда типы орнаментальных форм сочетались: орнаментально-растительный с преобладанием первого или последнего.
Символику форм конкретизировала символика красок. Скажем, подольская цветная сетка выполнена крестиком и низзю с декоративным швом-качалкой (качалочки) представляет ромб, размещенный между двумя горизонтальными линиями. Треугольник между ромбом и линиями вышивался косыми линиями в виде завитков («бараньи рога»). В орнаментах преобладает черный и красный цвета с вкраплением синего, зеленого, желтого (золотого). Такой тип вышивки мог символизировать не только земледельческую работу на черноземе в зоне лесостепи с наличием рек, озер или журливисть нравы, любовь, целеустремленность подолянина в достижении цели, но и определенную гармоничность в отношениях человека с природой и человеческих взаимоотношениях; силу, мощь; рост; время - оплодотворение и т.д. (следует рассматривать конкретный образец назначения вышивки). С изображениями ромба и двух линий могли связываться определенные представления о календаре, четыре времени года, между рождением и смертью (две линии).
Народ относился к вышиванок как к святыне. Вышиванки передавались из поколения в поколение, из рода в род, хранились как реликвии. Символический образ рубахи-вышиванки часто встречается в народных песнях о любви, семейной жизни, а также социально-бытовых (казачьих, чумацких, бурлацких, батрацких и др.).. По традиции, девушка, готовя приданое, имела вышить своему жениху рубашку:
Шелком шила, шелком шила, золотом рубила.И для того козаченька, что верно любила.
Рубашка (особенно мужская) была символом любви и верности. В древнем заговоры сказано: «Какой белой есть рубашка на теле, чтобы и мужчина к женщине был», откуда видно, что «белый - милый». В некоторых народных песнях, как замечал А. Потебня, образ не объясняется, но его можно понять на основе символических значений:
Ой кабы я была знала, что я твоя буду,Постирала бы-м распашонку от черной грязи(Т.е.: полюбила бы, сочеталась с тобой при условии обязательного будущего замужества);Заковала зозуленька на желтом песочке.А кто же мому миленького вымыть рубаху?
Во второй половине XIX в. в европейской фольклористике широко обсуждался сюжет о графе, который попал в плен к неверным, и о его жене. Белая рубашка, которую дала жена мужу, - символ верности: пока рубашка белая, до тех пор женщина верна. Постирать рубашку в чумацких песнях означает полюбить чумака, даже если он женат.Характерно, что не всегда чумак соглашается на любовные отношения со случайными лицами женского пола (в песнях это преимущественно девушки или молодой шинкарка-здирниця), не позволяет какой-либо «стирать рубашку», хоть она и не белая, ибо «седьмое воскресенье». Таким образом, чумак сохраняет верность любимой девушке, к которой должен вернуться.
Рубашка-вышиванка воспетая, изображена в различных жанрах народного творчества (в том числе - шутливых, пародийных), современными поэтами. Она является символом украинского целом и Украины в частности, однако в XX в. престиж вышиванки как одежды пал под губительными воздействиями шовинистически-космополитических, коммуно-фашистских, экстремистских и других тенденций. М. Дмитренко.
Вишня - символ мирового древа, жизни; символ Украины, родной земли; матери; девушки-невесты. В древности вишня была одним из священных деревьев далекой Японии и Китая. Для праукраинцев вишня, по данным А. Шокало, - мировое древо жизни (см. Дерево жизни). Как известно, когда славяне праздновали Новый год 21 марта. Это был праздник весны, Новый год исконных земледельцев. «В старину в Украине, - подчеркивает исследователь, - вишня была ритуальным деревом весеннего новогоднего обряда.Деревце вишни сажали осенью в бочонок, держали его в доме, а весной, в марте, вишенка развивалась и расцветала. По тому, как она цветет, девушки гадали судьбу на целый Новый год ». По мнению Г. Лозко, название «вишня» следует считать прилагательным женского рода, от формы «вышний», т.е. «божественный» (ср. со словом «Все-вышний" Всевышний). Итак, вишня - это «божественное дерево», посвященное Сварогу.
Отдельные исследователи сопоставляют это слово с весенним солнцем в зените, то есть «вишни» солнцем. Лингвистический анализ этимологии слова «вишня», сделанный нами, подтверждает мнение о правильности сопоставления ее с образом мирового дерева, священного дерева жизни. Во-первых, слово «вишня» - славянского происхождения, оно имело такие региональные варианты как «вишник», «вишника». Вместе слово «ввысь» (высота) (мировое дерево, как известно, очень высокое, достает кроной неба) мало аналогичные формы - «вишник», то есть «высший», «старший», «вышек» - вершина, шпиль.
Словарь Б. Гринченко фиксирует форму «вышний», т.е. «верховный», а значит «небесный», «божественный». Одновременно в словаре помещено фразу «Господи вышний, или я у тебя лишний?», Которую можно сопоставить с фольклорным выражением «Ненько, моя вишня, ли я в тебя лишняя...» Итак, в сознании праукраинцев вишня ассоциировалась с небом, высоким деревом жизни, Богом. Кроме того, белый цвет ее цвета ассоциировался с святостью, ибо «мир» - это «праздников».
По данным Н. Костомарова, славяне обожествляли сам свет как источник жизни, белый цвет (ср. имена языческих богов Световид, Белобог). Испокон веков священные вещи украинских - белые (хата, вышивка, платок, полотенце). Священная птица аист имеет белый окрас. Таким образом, несомненно, вишня была у наших предков Священным Деревом Жизни, Матери-богини, Украина. Отголоски этих верований находим в произведениях устного народного творчества, украинских писателей. В сознании украинских и ныне вишня - это родной дом: «Вишневый садик возле хаты» (Тарас Шевченко). Или: «Как я любил в облаках вишняке Твои беленькие, словно платка, избы» (М. Старицкий).
В поэме И. Франко «Иван Вышенский» изображено, в частности, эпизод, когда именно вишневый цвет напомнил герою на чужбине о родной Украине и заставил вернуться с греческого Афона.
Лина Костенко использовала этот образ для опоетизации весны, любви невесты:
Еще снег глотала половодье широченная,И рала ждал еще тоскливый лан.А под горой вишня - невестаУже к венчика мерила туман.
О, вишня - Матушка Всевышний -
Весь белый свет - то вишни цвет.
Правични дерево Вкраини -
Ее бессмертие в течении лет.
В поэме И. Драча «Смерть Шевченко» вишневый цвет ассоциируется с бессмертием Великого Кобзаря. И в завершение - строки, написанные одним из авторов словаря:
А. Потапенко.
Волосы - символ богини неба, земли; богатства; развития духовных сил; энергии, огня, плодородия, здоровья; символ скорби, траура; острижены волосы - символ покрытки (Стриги), утраченного девства, целомудрия; «рождения-смерти»; вечной памяти; оберег.

Волосы - многозначный символ. Волосы на голове символизировало духовные силы человека, и одновременно - иррациональные космические силы и биологические инстинкты.
Автор Словаря символов Х. Э. Керлот отмечает, что волосы означает энергию, плодовитость. Густая шевелюра означает жизненный порыв, радость жизни, духовное развитие.В индуизме волос символизирует «силовые линии» Вселенной. Потеря его означает падение и бедность. Вместе добровольное пострижении, напр., В монахи, означало отказ от всех земных утех, абсолютный аскетизм. В Малой Азии именно им жрецы и жрицы приносили в жертву свои волосы. Согласно мифам, Самсон потерял силы, когда его остригли, т.е. лишился поддержки богов.
По данным А. Н. Афанасьева, «древней поэтическим языком травы, цветы, кусты и деревья назывались волосами земли». Люди одухотворювалы землю, считая сушу телом, камни - костями, воду - кровью, а растения - волосами гигантской существа. Поэтому-то в народных сказках именно щетка (гребень для волос), брошенные героем, превращаются в ровный лес: из каждой волосинки вырастает дерево. Итак, в сказках волосы - символ энергии, плодовитости, буйной растительности.
В старину на Руси-Украины категорически запрещалось замужней женщине «светить волосами». Одним из самых позорных поступков было срывание платки с головы женщины. Это обусловлено верованием в то, что, выйдя замуж, девушка переходит под власть мужа, который завладел ее косой, а следовательно - честью. Поэтому появиться перед чужим без платка означало изменить своему мужу.
Позорным в Украине для девушки было прежнее насильственное обстригання, которое символизировало уничижении за потерю венка, целомудрия. Такая девушка звалась «Стрига» или «покрытка», потому что ей ребята за измену отсекали волосы, ей запрещалось ходить с непокрытой головой. Очевидно потому, что волосы, коса частности, (см. Коса) были символом девственности, святости.
Одним из древних символических ритуалов был обряд пострижини. По данным Геродота, скифы, гиперборейцы стригли волосы в знак траура. Девушки перед браком обтиналы косы и жертвовали их богине Артемиде. У многих народов категорически запрещалось это делать, чтобы не попасть под влияние демонических сил.
На Руси-Украины только воины (по показаниям В. Колесова) «полностью сбривали волосы, посвящая свою жизнь и жизненную силу Перуну». Византийцев очень поразила прическа князя Святослава. На гладко выбритой голове был только клок волос на макушке (подобный запорожского «селедки»).
Пострижини проводили, когда ребенку исполнялось 3-5 лет и символизировали переход ее в «отрочество». По мнению И. Снигирев, этот обряд рассматривали как нечто аналогичное крещению.
Источники: 

Комментариев нет:

Отправить комментарий