понедельник, 11 февраля 2013 г.

157-я открытка из Ирландии


Смешные барашки прилетели ко мне из Ирландии от китайского студента по имени Сэм. Чудесная открытка и очаровательные почтовые марки. Спасибо, Сэм.

Вот, что я смогла найти про Ирландию и овечек. К сожалению, не знаю имя автора этой статьи.


В том, что Ирландия — зеленый остров, полностью оправдывающий свой фирменный цвет, я убедилась много лет назад, пролетая над Ирландией по пути в Мексику. Вы же помните, что наша Земля — это шар, немного сплющенный со стороны полюсов, поэтому наиболее короткий воздушный путь в Северную Америку лежит через северную Атлантику? Так вот, Ирландия под крылом самолета просто «замучила» мои глаза, пытаясь протестировать их на способность различать такое количество оттенков зелени. Было видно, что все, что могло расти и зеленеть, делало это с огромным удовольствием. Зеленое покрывало острова было укрыто вуалью дождя и тумана, и влага, как я убедилась уже позже, — вот первопричина и неиссякаемый источник этого беспредельно безумного торжества зеленого цвета в Ирландии.


Разумеется, там в отелях принято вместе с конфетой и пожеланиями приятной ночи класть карточку с прогнозом погоды на завтра… Ха-ха-ха, могли бы избавить себя от затрат на красивую дизайнерскую бумагу для карточек, а туристов от потерь времени на ее созерцание: каждый день там идет дождь! И не просто банальный дождь, а все его разновидности — от мелкой влажной пыли (когда даже нет смысла доставать зонт) до нормального тропического ливня с ветром (когда зонт уже бессмыслен). Ирония ирландцев по поводу своей погоды нашла адекватное воплощение в сувенирной продукции — разнообразных подарках. Но ведущей темой в их дизайне являются все же овцы. Овец на острове около 8 миллионов: в два раза больше, чем численность населения, то есть каждому жителю Ирландии статистика приписывает две овцы, приятно, не правда ли? Еще бы там овец было мало — при таком положении дел со свежей, омытой дождями травой! Интересно то, что во время сильного ливня овцы всегда стоят неподвижно, как бы впав в медитацию: смотрят в одну точку и перестают жевать. Кстати, в этой стране овцы не всегда своей численностью доминировали над людьми, еще полтора века назад все было наоборот. Но обо всем по порядку…
Первые поселения людей на острове ученые датируют 8 000 лет до н.э, то есть люди там появились сразу, как только слегка улучшился климат после отступления ледников. В 6—5 веках до н.э. с континентальной Европы на остров пришли кельты, которые были просто ошеломлены запасами изумрудной зелени для своего скота. На кельтах ключевые для судьбы Ирландии народы практически заканчиваются, и вся ее дальнейшая жизнь будет связана именно с кельтами. Разумеется, римляне, завоевав соседний остров Великобританию (кроме Шотландии) делали попытки прорваться в Ирландию, но безуспешно. Разумеется, викинги и англичане с переменным успехом владели здесь какими-то территориями за период 2,5 тысячи лет, но ирландцы — это все же кельты, а ирландский язык — это древний кельтский язык (произошедший из индоевропейского праязыка), который похож на английский, как русский на суахили. Я вспомнила, как в одном из парков в Индии, сидя возле горящего очага под небом, полным южных звезд, с моей случайной собеседницей — уроженкой Ирландии — мы обсуждали новости дня и сделанные фотографии с тиграми. Постепенно разговор перешел в плоскость этнопсихологии и лингвистики. Я попросила ее сказать что-нибудь на ирландском языке, знанием которого она явно гордилась. Созвучия, которые я услышала, были в крайней степени похожи на языки Индостана, но никак ни на что-то из области европейских языков. Ирландка была нисколько не обескуражена моим наблюдением, а только снисходительно улыбнулась и сказала: «Ну, конечно, это так».
Итак, кельты были крупнейшим варварским народом Европы, создавшим уникальную цивилизацию. В материальном плане они отличались от соседних народов виртуозной техникой обработки металлов, их гончарное ремесло стало основой для развития производства керамики во многих европейских регионах, города кельтов имели мощные оборонительные укрепления и оригинальную архитектуру, а также были центрами торговли. Многие исследователи ставят уровень развития различных технологий у кельтов на одну ступень с римлянами, а в каких-то отношениях даже выше, чем у последних. Более того, греки и римляне признавали, что первыми заниматься философией начали варвары, а именно кельты, персы и вавилоняне. Именно кельтам отводят главную роль в процессе выхода Европы из периода первобытной культуры и перехода в самостоятельное высокоразвитое состояние. Кельтов называют «факелоносцами» и «двигателями прогресса», которые не позволили Европе стать задворками антично-римского мира.
Дело здесь было далеко не только в техниках обработки материалов или развитом  у кельтов скотоводстве, а в таком поразительном аспекте их культуры, как наличие могущественной корпорации друидов. Друиды — это жрецы-маги-волшебники, духовная аристократия кельтов, хранители и толкователи древней мудрости, носители тайных учений, приведенных в определенную систему. Сама суть учения во многом ускользнула как от античных авторов, так и от более поздних исследователей, так как друиды передавали свои знания ученикам вдали от людей, в глубине священных лесов и пещер и только в устной форме. Меньше всего кельтские жрецы хотели, чтобы их учение стало доступным для непосвященных. Письменности друиды придавали особое магическое значение: она могла использоваться только в исключительных случаях, а живая речь позволяла омолаживать и постоянно осовременивать древние истины. Ученики друидов постигали астрономию, астрологию, литературу, историю, философию, математику, географию, медицину, великие тайны природы, человеческой жизни и смерти. Основой доктрины служила вера древних кельтов в бессмертие души. Один римлянин Валерий Максим так писал об этом: «Они одалживают друг другу суммы, которые будут выплачены в другом мире, настолько они убеждены, что души людей бессмертны». В отличие от индийской традиции бессмертие души у друидов — это не ее дальнейшее переселение в другое существо, а жизнь души в другом мире, существующем где-то на удаленных оконечностях земли или дальних островах. Причем у души, по их мнению, в этом потустороннем мире  наступал самый счастливый период, так как идея правосудия и воздаяния за грехи была чужда друидам. Перерождаться в других телах было позволено только нескольким мифологическим или божественным героям с целью выполнения их особой миссии — передачи важных знаний дальнейшим поколениям людей. 
Стать друидом можно было только благодаря своим личным данным и знакам со стороны богов, наследственность в этом случае не играла никакой роли. Веками в этот священный орден мудрецов отбирались самые лучшие и умнейшие, которые составляли духовную элиту своего народа. Их социальный и политический статус был равен королям, а возможно, даже выше, так как именно жрецы-друиды следили сначала за правильностью выбора монархов, а потом за безупречностью их правления. Иногда отношения между королем и его духовным наставником были весьма гармоничны, как в случае с легендарным королем Артуром и друидом Мерлином. Интересно то, что друидами у кельтов могли стать и женщины. Друиды не платили налогов, были освобождены от военной службы и других повинностей. Духовные лидеры носили белые одежды, так как белый — цвет духовной власти. На друидов-поэтов (одна из категорий, на которую делились друиды) возлагались обязанности вести исторические летописи и генеалогию королевской семьи, знать ирландские законы, а также быть жрецами и пророками по совместительству. Доверие к поэтам и их мудрости было так велико, что принятие Ирландией христианства в V веке н.э. прошло практически бескровно, так как они смогли объяснить своему народу  преимущества новой веры. Классические друиды в Ирландии тоже были, но после принятия страной христианства их авторитет начал падать, а многие из них встали в ряды нового духовенства. Монастыри острова стали центрами образованности и культуры, а христианские канонические истории тесно сплелись с языческими чудесами и древней мифологией Ирландии. Друиды же постепенно превратились в знахарей и колдунов, которые стали вести укромное существование в глубине своих любимых лесов и пещер.

Комментариев нет:

Отправить комментарий