четверг, 23 июля 2015 г.

Католическое венчание в Беларуси или с чего всё начиналось.

А началось всё еще год назад, когда в августе прошлого года я гостила у моей двоюродной сестры Аллы и её мужа Володи, в Бобруйске. В один из жарких августовских дней Алла с Володей предложили мне показать местные достопримечательности, а потом свозить меня в родную деревню Володи, в дом его покойной мамы (бабушки Язи) в глухом хуторе в 40 км от Бобруйска. Я же любитель посмотреть окрестности и обожаю изучать быт и уклад сельских жителей всюду, где это возможно. По-моему, это очень интересно. Сразу скажу, что я большая раззява и в тот раз не взяла с собой фотоаппарат, о чём горько жалею до сих пор.



 Фото. Деревня ТелушаВначале Володя повёз нас посмотреть постройки оставшиеся от имения внучки великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина - графини Наталии Александровны Воронцовой-Вельяминовой в Вавуличи (теперь деревня Дубровка).
К сожалению, кроме хозяйственных построек там ничего не осталось. И сейчас эти постройки используются под колхозное хранилище и всё обнесено забором и стоит сторожевой вагончик. Так что, поглазели мы на всё это из-за забора и поехали дальше.
Проезжая вдоль деревень, лесов и полей, на одном из колхозных полей мы увидели, что уже полных ходом идёт уборка чего-то созревшего: то ли картошки, то ли свёклы, не могу точно сказать, но это не суть. Важно, что от горизонта до дороги уже была вспахана полоса шириной метра 3-4, трактор и другая техника стояла у дороги, а сами колхозники обедали на полевой кухне, которая привезла им горячий обед и кормила их тут же, на краю поля. И вот на этой вспаханной полосе мы увидели много аистов, с уже подросшими детками, которые неспешно прохаживались по ней в поисках свежих червей. Конечно же, Володя сразу остановил машину, чтобы мы могли полюбоваться на этих красавцев. Да и сам он признался, что впервые видит так много аистов в одном месте, обычно ходят за трактором 2-3, ну 5-6, не больше, а тут сразу столько. А сколько же их? Мне стало это интересно и я их посчитала. Оказалось, что аистов ровно 29. Не знаю почему, но мне в голову пришла мысль, что эта цифра не случайна и сама эта встреча с аистами - знак. Определённо какой-то знак, но о чём и кому, я не могла понять. Но сказала Алле и Володе про свои мысли и про то, что это точно знак, но кому из нас предназначен не могу понять пока.
 Едем дальше и видим впереди красивейшую церковь в русском стиле из красного кирпича, явно ей лет 100. Кстати, про этот храм можно почитать тут.
Я прошу Володю остановиться, чтобы посмотреть эту церковь внутри, а так как рядом еще и магазин, мы решаем, что нужно сначала купить воды для продолжения поездки. Володя предлагает нам с Аллой пойти купить что-нибудь холодненькое себе, а он пойдет в храм, чтобы узнать есть ли там косынки и юбки для нас, так как мы были одеты совсем не по-христиански и в таком виде нам туда нельзя было заходить. И вот, мы уже расплачиваемся на кассе за воду, как в магазин чуть ли не вбегает Володя и говорит: "Вы не поверите, что сейчас происходит в храме. Быстрее пойдемте - это нельзя пропустить." Мы ничего не понимаем, но взяв из его рук "одёжку" облачаемся по дороге как нам положено и заходим в храм. Заходим и встаём как вкопанные, потому что нашему взору предстаёт Таинство Венчания. На рушнике стоят мужчина и женщина (ровесники Аллы и Володи) держа в руках большие венчальные свечи, а их свидетели держат над их головами золочёные венчальные венцы. Нет ни гостей, ни родственников, только справа поёт церковный хор из матушки с детками и двух певчих бабушек, а весь храм насквозь пронизан солнечными лучами и венчающиеся стоят в одном из таких столбов света и кажется, что сам Господь освещает и благословляет их этим солнечным светом.
Мы стоим не шелохнувшись и я чувствую, что начинаю плакать и понимаю, что не я одна, так как Алла уже начинает смахивать слезинки, а Володя позади нас уже шмыгает носом. А Володя, надо заметить, хоть и крещёный, кстати, в православии, но всю свою сознательную жизнь был противником венчания, хотя и романтиком, и безумно влюбленным в свою жену и до сих пор они ходят взявшись за руки, но все разговоры Аллы о Боге, вере и всего прочего он не желал слушать и отмахивался от всего, как от назойливой мухи. И вот так втроём мы стоим до конца венчания, каждый думая об одном и том же, наверное. А когда всё закончилось, мы вышли из храма и первые несколько минут, пока шли до машины,  молчали, находясь под огромным впечатлением от увиденного. Садимся в машину и Алла говорит мне: "Представляешь, у нас в этом году было 29 лет, как мы поженились и все эти 29 лет я мечтаю, чтобы мы повенчались, а Володя категорически против и даже слышать ничего не хочет, а для меня это очень важно, но видимо, моя мечта никогда не сбудется." И тут я понимаю кому предназначался знак из тех 29 аистов и, что в храм мы зашли вовсе не случайно именно в этот момент и наша запланированная поездка на кладбище к маме Володи, и в его родной дом, и я начинаю всё объяснять им, как я понимаю этот знак. Что их просто подвели к определённому рубежу, когда они, а в частности Володя, должны принять судьбоносное решение в их жизни, чтобы на всю оставшуюся жизнь быть в любви и верности вместе не только перед людьми, что ими уже доказано за их счастливую 29-ти летнюю жизнь, но и перед Господом Богом они бы стали единым целым во веки веков. И душа бабушки Язи тогда бы успокоилась наконец, что и её мечта сбылась и перестала бы тебя, Володя, беспокоить. А его мама всегда мечтала, чтобы они с Аллой повенчались и после её смерти было несколько случаев с Володей, через которые она ему показывала, что он должен что-то изменить в своей жизни. И он это тоже понимал, где-то глубоко в душе, но старался виду не подавать, однако, мы все всё видели и понимали.
И тут, выслушав меня, Володя поворачивается и говорит: "Я согласен." Сказать, что Алла была в шоке, это вообще ничего не сказать. Решили, что венчаться будут в следующем году на 30-летие, на жемчужную свадьбу, и я должна обязательно приехать на венчание, так как тоже поспособствовала этому.
С этим счастливым решением мы и приехали на кладбище к бабушке Язе, обо всем ей рассказали и попросили благословения, а потом посетили родной дом Володи, где я увидела настоящую дровяную печь, которая немного отличается от тех печей, которые у нас в Рязанской области ставили, а в сарае обнаружилось много старинных инструментов, название и назначение которых, даже Володя уже не помнит.
Возвращались той же дорогой и проезжая мимо  того же поля не поверили своим глазам, когда увидели просто столпотворение аистов. Остановились (я уже волосы начала рвать на себе, что забыла фотоаппарат дома) и стали считать аистов. Насчитали 130 штук. Володя сказал, что никогда в жизни не видел в одном месте так много аистов, а он уже много лет работает егерем и повидал аистов на своём веку. Тут же в машине и решили, что венчание будет в следующем году на 30-летие свадьбы, на юбилей жемчужной свадьбы.
И вот, спустя год, венчание состоялось. 
 Были приглашены родственники и самые близкие друзья.  А я была приглашена в качестве подружки невесты. Чему была несказанно счастлива.
Невеста и жених так сильно волновались, что ксёндз предложил им зачитывать клятвы по бумажкам, чтобы они не забыли какие-нибудь важные слова )))
 И, вообще, ксёндз много шутил и до и после венчания. Никогда не встречала такого весельчака в сане.
Клятву сочиняла сама невеста )))
"Я, Владзiмiр, бяру цябе, Аллу, за жонку i прысягаю табе любоу, вернасць i сужэнскую павагу, i тое, што не пакiну цябе аж да смерцi. Няхай дапаможа мне у гэтым Бог усемагутны у Тройцы адзiны ш усе святыя!"
"Я, Алла, бяру цябе, Владзiмiра, за мужа i прысягаю табе любоу, вернасць i сужэнскую павагу, i тое, што не пакiну цябе аж да смерцi. Няхай дапаможа мне у гэтым Бог усемагутны у Тройцы адзiны ш усе святыя!"
По традиции, каждый из молодожёнов зачитывает клятву, надевает кольцо на палец суженой/го, крестит кольцо и целует руку ей/ему.
  Поздравления от ксёндза и напутственные слова молодожёнам.
Счастья и вечной любви Алле и Володе!

2 комментария:

  1. Люда,спасибо тебе за этот рассказ!
    как замечательно это! желаю счастья Алле и Володе!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Аня, спасибо. Обязательно им передам твои пожелания, когда в августе поеду к ним в гости. В этот раз я везде буду носить фотоаппарат ))), чтобы не упустить что-нибудь интересное.

      Удалить