суббота, 23 февраля 2013 г.

164-я открытка из Китая

 Мой любимый синий цвет в цветах и китайской декоративной вазе! Очень понравилась эта открытка, и конечно же конверт с марками. Как же это красиво! Спасибо, Гарет.


ФАРФО́Р (арабск. fagfur, fahfuri от др.-персидск. bagaputhra — "калька" кит. Tieng-tze — "Сын неба",эпитет китайского императора) — разновидность керамики, изделия из тонкой белой глины со спекшимся, "остеклованным" черепком. Другие названия: турецк. čini ("китайский"); итал. porcellana, по сходству с porcellino — морская раковина "поросенок" с белоснежной блестящей поверхностью; англ. china ("китайский")1. Раскопки 1950—1963 гг. в Аньяне (город в Китае, в бассейне р. Хуанхэ) подтвердили производство так называемого протофарфора (греч. protos — "первый, начальный") вКитае в период правления династии Хань (206 г. до н. э. — 220 г. н. э.). Изделия тонкого фарфора из совершенной белой массы относятся к периоду Тан (618—907). Фарфор не случайно долгое время оставался для европейцев "китайским секретом". Для его производства необходимы три основных условия, которые свойственны характеру китайцев: абсолютная чистота и тщательностьтехнологии, великое терпение и необыкновенная любовь к материалу. Об этом свидетельствуют старинные названия фарфора и названия глазурей, которые издавна применяли китайские мастера: "цвета луны", "голубого тумана", "цвета неба после дождя", "павлиньего пера", "цвета кожи желтой рыбы"... Основным компонентом изделий из фарфоровой массы является тонкая белая глина, свободная от примесей железа (которые привносят коричневатый или зеленоватый цвет) и органических веществ (продуктов перегноя растений). Залежи белой глины находились неподалеку от Пекина, в местности под названием "Высокие холмы", по-китайски: каолин. Однако даже столь подходящую глину мастера средневекового Китая отмучивали и "вылеживали" в глубоких земляных ямах без доступа воздуха около 20 лет. Только после этого, когда из глины выйдут все органические примеси, ее сушили, просеивали и добавляли кварц и полевой шпат. После обжига около 90°С частички кварца образовывали остеклованную массу, которая вместе с белой глиной давала белоснежный, звонкий и слегка просвечивающий в тонких слоях черепок. Таким образом, фарфор с технологической точки зрения представляет собой переходный материал от керамики к стеклу. Неглазурованный фарфор называют бисквитом, покрытый прозрачной глазурью он сверкает как драгоценность. Еще одно китайское название фарфора: петун-тзе (кит. peitung-tze — "из глины и камня"), т. е. из каолина и кварца. Для фарфора применяют не обычную свинцовую глазурь (она слишком легкоплавкая; см. итальянская майолика), а прозрачную глазурь на основе полевого шпата. Однородность массы и глазури (глазуровочный обжиг проводят при температуре 1300—1500°С) составляет вторую часть "китайского секрета". Не имея каолина и не зная секрета, европейцы пытались подражать дорогостоящему китайскому фарфору, используя кремнезем, квасцы, гипс, селитру и легкоплавкую свинцовую глазурь (см. мягкий фарфор; сравн.делфтские фаянсы). "Порцелланом" вначале называли перламутр; китайский фарфор ценили в буквальном смысле на вес золота.

Комментариев нет:

Отправить комментарий