четверг, 10 января 2013 г.

140-я открытка из Белорусии


Март. 1913
Бялыницкий-Бируля Витольд Каэтанович. Национальный Художественный Музей Республики Беларусь. 
Аня, я так рада, что ты выбрала для меня открытку этого художника. Мне очень нравятся его работы. И спасибо за теплое поздравление и пожелания.

Вито́льд Каэта́нович Бялы́ницкий-Биру́ля (белор. Вітольд Каэтанавіч Бялыніцкі-Біруля; 1872—1957) — выдающийся русский[1] и советский[2] живописец-пейзажист, народный художник Белоруссии (1944) и РСФСР (1947), действительный член Академии художеств СССР (1947)[3]. Развивал традиции русского лирического пейзажа конца 19 века.
Родился 31 января (12 февраля1872 в деревне Крынки Белыничского района Могилёвской губернии Российской империи в семье мелкого арендатора. Имение Крынки находилось в трёх км к северу от д. Техтин и 20 км отБелыничей Могилевской области. Семья часто меняла место жительства. Отец служил в днепровском пароходстве и часто брал сына в плавание по ДнепруПрипяти и Сожу. Некоторое время художник жил в Киеве у старшего брата Александра. Учился сначала в Киевском кадетском корпусе, затем перешел в киевскую рисовальную школуМурашко Н. И.(1885—89), позже — уехал в Москву и поступил в МУЖВЗ на курс к преподавателям Коровину С. А.,Поленову В. Д.Прянишникову И. М.. В Москве художник познакомился с И. Левитаном, работал в его мастерской. Под влиянием педагогов увлекся пейзажем. В 1892 году П. М. Третьяков приобретает для своей галереи полотно «Из окрестностей Пятигорска».
С 1897 года Бялыницкий-Бируля демонстрирует свои картины на выставках Московского объединения любителей искусств и Московского общества художников, на Международных выставках и конкурсах. С 1899 года имя художника появляется в каталогах передвижных выставок. Пейзаж «Вечные снега», экспонировавшийся на Кавказской юбилейной выставке в 1901 году, отмечается золотой медалью. В 1904 году Бялыницкого-Бирулю избирают членом Товарищества передвижников, а через четыре года он удостаивается звания академика живописи. Является также членом Союза русских художников и Общества художников имени А. И. Куинджи. В 1911 годукартина «Час тишины» получила две медали: почетную — в Мюнхене, бронзовую — в Барселоне[4].
В 1912 году художник приобрёл участок земли в Тверской губернии на берегу озера Удомля, недалеко от мест, где часто работал Левитан, и построил дом с мастерской. Свою небольшую усадьбу он назвал «Чайка». С «Чайкой» связана большая часть творческой и личной жизни мастера. Озеро Удомля и его окрестности стали неисчерпаемым источником мотивов для дальнейшего творчества.
В 1917 году художник организовал художественную школу для крестьянских детей[5]. В живописи продолжает развивать традиции «русского импрессионизма», подобно ГрабарюЮону и Бакшееву.
В 1922 году Бялыницкий-Бируля становится членом Ассоциации художников России, развивает традиции русского лирического пейзажа конца XIX века. Является одним из создателей жанра мемориального пейзажа. В 20-е и 30-е годы художник много путешествует по стране. Его интересуют первые опыты реконструкции сельского хозяйства в совхозе «Гигант» и коммуне «Сейбит», строительство «Азовстали», преобразования Севера. В 19331935 и1937 годах он побывал в Заполярье, чему посвящены несколько серий пейзажей[6].
В 1936 году художник посещает пушкинские места — Михайловское и Тригорское — и привозит оттуда целую серию картин. Побывав в усадьбе Чайковского в Клину, он выставляет новые пейзажи — уголки природы, которые любил классик русской музыки. Пишет также серии пейзажей Горок ЛенинскихГори и Ясной Поляны
Тема Великой Отечественной войны отмечена в творчестве художника картинами «Красная Армия в лесах Карелии», «По следам фашистских варваров» (1942).
В 1947 году ему присвоили звание народного художника РСФСР (звание народного художника БССР он получил в 1944 году), избрали действительным членомАкадемии художеств СССР. С мая и до середины июня художник жил и работал на Белой даче в окрестностях Минска. Здесь он написал несколько десятков этюдов, которые стали основой цикла картин, посвященных Белоруссии. В окрестностях Минска был найден мотив для картины «Беларусь. Вновь зацвела весна»[7]
Скончался художник на своей даче «Чайка» 18 июня 1957 в возрасте 85 лет. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
Несколько работ художника находятся в Третьяковской галерее:



Комментариев нет:

Отправить комментарий